Для оформления наследственных прав нотариусу предоставляются документы, подтверждающие факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие завещания или отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, состав и место нахождения наследственного имущества.
Общий перечень необходимых документов
- Паспорт лица, обращающегося для оформления наследства;
- Свидетельство о смерти наследодателя;
- Выписка из домовой книги, подтверждающая последнее место регистрации умершего (с указанием, что умерший выписан в связи со смертью) - выдается жилищно-эксплуатационной организаций по месту жительства умершего;
- Документы, подтверждающие родственные отношения с умершим (Свидетельство о рождении, Свидетельство о заключении брака);
- При наследовании по завещанию – подлинник завещания с отметкой нотариуса, удостоверившего завещание, что данное завещание не отменялось и не изменялось;
- Если за оформлением наследства обращается представитель наследника, то его полномочия должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью;
- Документы, подтверждающие принадлежность наследодателю наследуемого имущества.
Документы, подтверждающие принадлежность наследственного имущества наследодателю
Документы, необходимые для наследования квартиры (доли квартиры)
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру (долю квартиры);
- Правоустанавливающие документы на квартиру: договор купли-продажи, договор дарения, договор мены или иной договор, на основании которого наследодателем приобреталась квартира, свидетельство о праве на наследство, если квартира получена по наследству, договор передачи, если собственность на квартиру получена в результате приватизации;
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на квартиру – выдается Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр);
- Сведения о стоимости квартиры (доли в праве собственности на квартиру) на дату смерти наследодателя:
- кадастровая стоимость квартиры – наименование документа: Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости или Кадастровый паспорт на квартиру, с указанием кадастровой стоимости квартиры на дату смерти наследодателя (кадастровая стоимость указывается в поле "Примечания") – выдается Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра";
- рыночная стоимость квартиры (доли в праве собственности на квартиру) на дату смерти наследодателя – наименование документа: Отчет об оценке – выдается независимым оценщиком или организацией, осуществляющей оценочную деятельность.
Документы, указанные в п. 3 и п. 4.1, могут быть получены в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг города Москвы (МФЦ).
- В случае, если право собственности на квартиру было зарегистрировано до 31.01.1998 года (и не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) необходимо получить Справку о зарегистрированных правах на квартиру – выдается Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Запрос справок о зарегистрированных правах осуществляется через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы (МФЦ).
Документы, необходимые для наследования земельного участка (доли земельного участка):
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок (долю участка);
- Правоустанавливающие документы на земельный участок: договор купли-продажи, договор дарения, договор мены или иной договор, на основании которого наследодателем приобретался земельный участок, свидетельство о праве на наследство, если земельный участок получен по наследству;
- Архивную копию Постановления (решения, распоряжения) главы администрации или иного органа о выделении земельного участка наследодателю (если участок не был приобретен наследодателем по договору или в порядке наследования, а был ему предоставлен) – выдается Администрации района;
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на земельный участок – выдается Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) по области, в которой находится земельный участок;
- Сведения о стоимости земельного участка (доли в праве собственности на участок) на дату смерти наследодателя:
- кадастровая стоимость участка – наименование документа: Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости или Кадастровый паспорт на участок, с указанием кадастровой стоимости участка на дату смерти наследодателя (кадастровая стоимость указывается в поле "Примечания") – выдается Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра";
- рыночная стоимость участка (доли в праве собственности на участок) на дату смерти наследодателя – наименование документа: Отчет об оценке – выдается независимым оценщиком или организацией, осуществляющей оценочную деятельность.
Документы, необходимые для наследования жилого дома, дачи, садового дома, иного строения (доли)
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом (долю дома);
- Правоустанавливающие документы на дом: договор купли-продажи, договор дарения, договор мены или иной договор, на основании которого наследодателем приобретался дом, свидетельство о праве на наследство, если дом получен по наследству;
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на дом – выдается Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр);
- Сведения о стоимости дома (доли в праве собственности на дом) на дату смерти наследодателя:
- кадастровая стоимость дома – наименование документа: Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости или Кадастровый паспорт, с указанием кадастровой стоимости на дату смерти наследодателя (кадастровая стоимость указывается в поле "Примечания") – выдается Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра";
- рыночная стоимость дома (доли в праве собственности на дом) на дату смерти наследодателя – наименование документа: Отчет об оценке – выдается независимым оценщиком или организацией, осуществляющей оценочную деятельность.
Документы, необходимые для наследования транспортных средств
- Паспорт транспортного средства;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- Отчет об оценке транспортного средства на дату смерти наследодателя (Отчет об оценке – выдается независимым оценщиком или организацией, осуществляющей оценочную деятельность).
Данный перечень не является исчерпывающим. С учетом конкретной ситуации может возникнуть необходимость в предоставлении дополнительных документов.
В связи с тем, что сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его кадастровой оценке могут быть получены нотариусом, открывшим наследственное дело самостоятельно, необходимость представления наследниками отдельных документов на недвижимое имущество рекомендуем уточнять непосредственно на приеме у нотариуса.
Для открытия наследственного дела, а также для получения необходимых консультаций по вопросам открытия и оформления наследства, вы можете записаться на прием по телефонам: +7 (499) 947-03-35 или +7 (985) 848-03-36.